Часто бывает так, что грузоперевозчик не очень ориентируется в административной нормативной документации и берется за доставку груза, по закону запрещенного к перевозке. И часто ответственность приходится делить между грузоотправителем и перевозчиком, причем последний оказывается без вины виноватым, расплачиваясь своим временем и деньгами. Дабы не возникали подобные моменты, необходимо знать, в каких случаях на перевозку соглашаться не стоит.
Проще говоря, перевозчик вправе отказаться от принятия груза, когда:
- Отправитель предъявляет груз, плохо упакованный или уложенный в тару неподобающим образом
- В заявке отсутствует наименование предъявляемого груза, или он не соответствует нормам разового закона, или же место назначения указано неверно (при междугородних доставках)
- Груз, планируемый для транспортировки одной машиной, имеет вес, превышающий грузоподъемность техники, которую подали согласно заказу
- Транспортировка груза оказывается невозможной по причине тяжелой ситуации на дорогах, из-за плохой погоды или проявлений стихии, которые на время ограничили или прервали передвижение по автотрассам.
Если причиной отказа становятся моменты, обозначенные в пп. 1, 2, 3, то перевозчиком взыскивается с отправителя денежная сумма, эквивалентная стоимости пробега машины в двух направлениях (от точки подачи машины до точки погрузки) согласно существующим тарифам на аналогичные автотранспортные перевозки.
Отправитель не вправе предъявлять, а перевозчик, соответственно, принимать груз, когда:
- Устав автотранспорта запрещает подобные перевозки
- Отправитель не сопроводил груз товарного назначения надлежащей товарно-транспортной документацией. АТП может производить транспортировку как с осуществлением общепринятых экспедиционно-транспортных мероприятий так и при отсутствии таковых (речь идет о приеме, сопровождении, сдаче экспедитором). В первом случае экспедитор может представлять отправителя, получателя или АТП.
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ЭКСПЕДИТОРАМИ
Существуют некоторые категории грузов, нуждающиеся в обязательном сопровождении экспедитора. При перевозке экспедитором сторона, которую он представляет (отправитель или получатель), должна обеспечить явку сопровождающего в точку погрузки товара на момент прибытия транспорта. При неявке экспедитора к означенному времени отправитель (получатель) становится ответственным за простой транспорта, что предусмотрено в договоре (Устав автотранспорта, 141 статья). Если экспедитор не появился в течение часа, то у автопредприятия есть законное право на возвращение в гараж всей автотехники, а также на отправку ее на иные маршруты. Транспортировка при этом будет считаться несостоявшейся, штрафные санкции за простой перестают начисляться, а АТП перестает быть ответственным за сорванную доставку.
Принимающий груз экспедитор должен предъявить отправителю следующие документы, в обязательном порядке снабженные заверяющей печатью:
а) путевой лист
б) служебное удостоверение.
Путевой лист является документом, дающим право автотрапнспорту с находящимися в нем лицами, обозначенными в этом документе, въехать на территорию (при отсутствии необходимости предъявления специального пропуска).
А вот когда въезд или выезд автомобилей осуществляется по спецпропускам, отправители и получатели, а также АТП должны в заключаемых на год договорах относительно грузоперевозки посредством автомобильного транспорта учесть данный момент. То есть они обязаны предусмотреть порядок получения и выдачи спецпропусков, включая их подготовку, и прочие меры, способствующие максимальной рационализации при использовании автотранспорта.
ТРАНСПОРТИРОВКА ОСОБО ЦЕННЫХ ГРУЗОВ
При транспортировке особо ценных грузов у их отправителей, получателей, а также у АТП есть право прописать в договорах пункт, обязывающий экспедитора при получении указанных грузов предъявлять удостоверение личности (паспорт).
У отправителя (получателя) имеется возможность транспортировать грузы, у которых объявлена ценность. Это делается в случаях, когда речь идет о:
- Драгоценных камнях, металлах и выполненных из них изделиях
- Статуях, картинах и пр. предметах искусства, антиквариате, художественных изделиях, коврах, которые не имеют прейскурантной цены
- Оборудовании, приборах и опытных машинах, на которые еще не согласованы цены
- Домашних вещах.