Правила страхования груза и получения страховки

Правила страхования груза и получения страховки

Страхование груза решит большой спектр возможных проблем. Но страховать тоже нужно правильно. Советы нашего специалиста в материале.

Для уменьшения рисков, связанных с перевозками, применяется способ по страхованию грузов, считающийся наиболее эффективным. Попытка экономии многих предприятий на страховании зачастую приводит к дополнительным затратам. Практика доказала риск подобной экономии, ведь в связи с повреждениями груза или даже его гибелью убыток может быть несоизмеримым. В сферу деятельности финансового директора входит четкое представление о возможных рисках и нюансах страхования грузов.

Что следует учитывать в связи со страхованием грузов

Процедуру страхования можно инициировать только до того, как началась перевозка грузов. Параметры страхования должны соответствовать типу груза, маршруту перевозки. Определение условий содержится в договоре с одним из страховщиков.

Типы договоров

Функционирование страховых компаний осуществляется в соответствии с государственной лицензией и правилами, составляющимися непосредственно компанией. Правила служат для описания типов договоров, заключаемых компанией, с перечисляемыми в них страхуемыми рисками, по порядку возмещения убытков. Существует сходство между подобными документами у многих страховщиков, соответствующих Правилам по перевозке грузов. По российской территории перевозку осуществляют с использованием терминологии страховых компаний, а после пересечения границы руководствуются терминологией ICC, для соответствия условиям иностранных контрагентов. Различия в договорах связаны с перечисляемыми в них страхуемыми рисками:

  1. Ответственность за риски при полной гибели или повреждении груза, произошедших по любым причинам, кроме ситуаций, предусмотренных правилами страховщиков;
  2. Ответственность за ситуацию с частной аварией: страховщику производить оплату убытков в связи с повреждениями или гибелью груза, произошедшими впоследствии стихийного бедствия или столкновения автотранспорта, или пропажи судна. В договорах некоторых компаний содержится пункт о риске хищения;
  3. Отсутствие ответственности при повреждениях, кроме хищений: ответственность страховщика наступает при гибели груза, произошедшей при стихийных бедствиях или пропаже автотранспорта. К примеру, муку в мешках может смыть с палубы из-за шторма. При отсыревании муки страховку не выплачивают.

Также возможно заключение контрактов страховщиками в связи с сопутствующими рисками, к примеру, при политических событиях, приводящих к изменению стоимости груза или отсутствию возможности для поставки. Величина страховой премии будет довольно высокой. 

 

Пример № 1

При заключении контракта по поставке 160-ти тонн мазута оговорено внесение стопроцентной предоплаты. Поставку товара следовало произвести в течение 1-го месяца, иначе необходимо было возвратить предоплату. Ответственность за риски возлагалась на покупателя, потому от него последовало обращение к страховой компании по поводу страхования груза в комплексе с предпринимательским риском, связанным с не выполнением обязательств поставщиком. В договоре страхования были учтены вопросы и предпринимательского риска, и ожидаемой прибыли компании. Размер страховой премии составил 2 процента от суммы, оплаченной за груз. Размер премии связан с учетом риска (0,5%) по грузу и коммерческого риска (1,5%), отличающегося высокими тарифами. Величина премии соответствовала высокой вероятности взыскания штрафа с виновной стороны.

Произошло нарушение условий контракта поставщиком, поставившим 120-ть тонн мазута. В ссылке компании говорилось о поставке железнодорожными службами не соответствующей тары. Претензии покупателя касались поставщика. Последовало решение страховой компании о требовании денег посредством судебного иска. Средства за недопоставку мазута были возвращены на добровольной основе. Также покупателю выплатили страховку в связи с недополученной прибылью.

Несколько используемых терминов

Страхователем называют лицо, решившее произвести страхование своего имущественного интереса или интереса другой стороны. В соответствии с договором страхования наступает обязанность страхователя по выплате страховой премии страховщику.

Страховщиком называют юридическое лицо, создание которого преследует цель осуществлять страховую деятельность, для чего оно получает соответствующую государственную лицензию. За получение страховой премии страховщик берет обязательство по возмещению страхователю убытков, возникающих в страховых случаях.

Страховым случаем называют событие, в связи с наступлением которого возникает обязанность страховщика по выплате страхователю страхового возмещения.

Страховой премией называют сумму, определенную к выплате страхователем.

Франшизой называют ситуацию, приводящую к освобождению страховщика от необходимости возмещения убытков, не более определенной величины. К примеру, на основании договора возмещение суммы убытков наступает от ста условных единиц. При меньшей сумме убытков возмещение не производится. Франшизу устанавливают в качестве процентов к сумме страхования груза. Различают условную и безусловную франшизу, которую вычитают при выплате страховой премии. Если же речь идет об условной франшизе, то возмещение суммы будет полным при превышении ущерба размера франшизы.

Бордеро называют форму приложения к страховому договору. Приложение необходимо для указания условий всех поставок, осуществляемых за определенный период.

Сюрвейером называют независимого эксперта, обладающего соответствующей лицензией, или сотрудника страховой компании, устанавливающего наличие соответствия между условиями договора и условиями перевозки, с письменным свидетельствованием об этом.

Регрессом называют права, которым обладает страховщик, по предъявлению претензий при наступлении страховых случаев. Величина возмещения убытков должна соответствовать страховой сумме.

Несколько важных оговорок

Особенностью любого договора страхования является перечень исключительных ситуаций, при которых не наступает ответственности страховщика. Речь идет о:

  • военных действиях;
  • умысле страхователя.

Оплата недостачи груза страховщиком не производится при отсутствии очевидных нарушений упаковки, к примеру, наличии целых пломб.

Пример № 2

Компания «Сервис плюс» специализировалась на перевозке груза с пересечением границы. Договор страхования был заключен с «Ингосстрахом». Также было произведено страхование имущественных интересов, соответствующих таможенным перевозкам. При вооруженном нападении произошло хищение груза. «Сервис плюс» был оштрафован таможней за недоставку груза. Перевозчик обратился к страхователю за возмещением штрафа. Последовал отказ страховщика по оплате страхового возмещения, так как пункта по возмещению штрафа при недоставке груза не было. В суде признана правота страхователя, а требование по возмещению ущерба было признано незаконным.

При страховании рисков, связанных с исключительными ситуациями, необходимо внести оговорку, в соответствии с которой будет включен перечень этих рисков.

Из личного опыта

По мнению Сергей Михайлова, директора «Североникеля», условия договоров страхования должны соответствовать типу груза и особенностям поставки. В стандартном покрытии морского полиса нет военных и забастовочных рисков. Поэтому используется применение дополнительных оговорок, способствующих расширению покрытия, что ведет к небольшому повышению стоимости полиса.

По мнению Вероники Сергеевой, директора страхового общества, использование оговорок в контрактах по страхованию практикуется достаточно часто. В связи с повышенной влажностью пиломатериалов происходят изменения характеристик. Мы не осуществляем выплату за возникновение температурных рисков, но при дополнительной оплате можно подумать о включении данной сумму в контракт.

Срок действия договоров

Существуют различия между договорами в соответствии со сроками действия. В качестве стандартного используется договор разового страхования, заключающийся по конкретным перевозкам и действующий в течение максимум 60-ти дней после того, как средства поступили страховщику. До завершения срока существует обязанность страховщика по предоставлению страховой компании документов с подтверждением завершенной перевозки (накладной) или обоснования невозможности перевозки. Тогда последует возврат денег страховщиком за минусом комиссионных, указанных в договоре. Без этого будет зафиксирована недействительность договора, и возврата денег не произойдет.

В ситуации с однородными партиями, перевозимыми с периодичностью, следует подумать о заключении генерального договора с возможностью пролонгации. В договоре указывают информацию по наименованию груза, иным деталям сделки. Там же указывают оговорку по применению страховщиком понижающего или превышающего коэффициента в страховым выплатам, при изменении условий сделки.

Страхователю необходимо ставить в известность страховщика обо всех перевозках, по форме, устанавливаемой в договоре. Страховщиком осуществляется выдача полиса, соответствующего конкретной отправке, с выставлением счета на страховую премию. Иногда применяют периодическую оплату премии, при отчислении денег ежемесячно. Тогда в качестве приложения используются бордеро, составляющиеся для каждой выплаты. При составлении годового контракта скидка страховщика бывает высокой.

Пример № 3

Электронику застраховали для перевозки с ответственностью по всем рискам. Сумма страхования соответствовала стоимости, указанной в рамках контракта. В договоре применяли безусловную франшизу. Сумма страхового взноса составляла 31,5 доллара.

Что влияет на страховую премию

Величина премии соответствует типу груза в сочетании с условиями транспортировки. Показателем, влияющим на страховую премию, является стоимость товаров, определенная контрактом.

Справка

Использование прайс-листа производителя практикуется при импорте продукции. В данных ситуациях осуществляется занижение стоимости, чтобы уменьшить таможенную пошлину. Страхование на сумму, превышающую ту, что содержится в сопровождающей документации, возможно при добавлении затрат, приводящих к увеличению стоимости груза, к примеру, расходов, связанных с поставкой груза или наймом экспедиторов и растаможкой. Возможно страхование предпринимательского риска в комплексе с упущенной выгодой.

Необходим учет всех возможных рисков. При увеличении перегрузок продукции повышается риск, что приводит к повышению стоимости страховки. Снижение цены страховки при предоставлении документов с подтверждением безопасности груза и небольших рисков страховых случаев. Документы должны подтверждать качество упаковки товара, надежность его охраны, наличие соответствующего автотранспорта. К примеру, перевозку цветов осуществляют специальным рефрижератором. Чтобы получить достоверную оценку безопасности, прибегают к помощи сюрвейеров.

Из личного опыта

Вероника Сергеева. В ситуациях с перегрузкой груза на иной вид транспорта, определить страховую сумму можно с помощью третьего лица. К примеру, при перевозке мороженой рыбы в мешках продукцию перегружали для транспортировки железной дорогой. Время погрузки затянулось, и охрану груза осуществляли сотрудники порта. Из-за этого груз мог быть частично утерян, что привело к снижению стоимости. Чтобы обеспечить безопасность груза, обратились к сюрвейерам, проведшим процедуру вскрытия упаковки в сочетании со взвешиванием. Это привело к росту суммы страховки, из-за дополнительных расходов страховщика.

Снижение суммы страховки осуществляется использованием договоров франшизы. Смысл в использовании франшизы возникает, если сумма возмещения ниже стоимости сбора доказательств.

Страховую премию можно снизить уменьшением страховой суммы ниже стоимости товара.

Способы получения страховки

Для получения страховых выплат от страховщика необходимы доказательства наступления страхового случая. Действия осуществляются в одинаковом порядке. О происшествии страховщику сообщают любым способом. Также необходимо позаботиться о своевременном предоставлении страховщику письменного заявления о выплате страхового возмещения.

Одновременно следует позаботиться о направлении перевозчику письменной претензии. Иначе страховщик не сможет обратиться к страховщику с регрессными требованиями по поводу возмещения ущерба. При несвоевременной подаче такой претензии у страховщика появляется право отказа от выплаты требуемой суммы. При перечислении суммы страхователю придется возвратить деньги страховщику.

Из личного опыта

Из практики Юлии Пряниковой, специалиста по страхованию судов. Однажды осуществлялась перевозка витаминных подкормок в мешках. В процессе выгрузки обнаружилось частичное повреждение мешков. Сотрудник позаботился о фотографировании и составлении отчета. Выяснилось, что осуществлялась не только перевозка данного груза, но и какого-то иного продукта. Мы осуществили выплату денег страхователю, но позаботились о подаче регрессного требования к экспедитору, получив с него сумму убытка.

Затем следует оформление документов, с установлением соответствующей организацией факта повреждения груза. Предусматривается проведение освидетельствования груза с помощью независимого оценщика.

Для страховщика готовят документы, связанные со страховым случаем, включая договор с подтверждением имущественного интереса страхователя. При пропадании груза без вести следует позаботиться о приведении достоверных свидетельств по его убытию из точки отправления и неприбытию к месту назначения.

Пример № 4

Произошло похищение груза компании «Вольвес», перевозимого в Москву. Страховщик отказался от выплат, и страхователю пришлось обратиться в суд. В связи с неполными сведениями по поводу перевозимого груза в иске было отказано. Поэтому не было возможности для установления факта хищения. Также учитывалось, что автомобиль находился на неохраняемой стоянке без присмотра.

Пример № 5

Страховщиком было произведено страхование ответственности перевозчика, за транспортировку шоколадной продукции. В связи с похищением автомобиля с грузом произошло возбуждение уголовного дела. Страховщик засомневался в факте похищения, что подтвердилось в процессе расследования. При небольшом размере страховой суммы ее выплачивают после получения предоставленных документов. Если сумма существенная, страховщик может позаботиться о дополнительных расследованиях.

Частым явлением сегодня стала перевозка сборных грузов. Проблема с хищениями стала довольно распространенной. Иногда похищают небольшую часть груза и бороться с этим явлением крайне сложно. Потому по соглашению между страховщиком и страхователем используют для выплаты суммы ущерба упрощенную схему. На основании данного соглашения соблюдается баланс интересов.

Следовательно, необходима тщательная оценка всех возможных рисков, провоцирующих потерю груза или его повреждения. Следует позаботиться о включении соответственных пунктов в договора, чтобы не допустить потери своих денег.

Услуги из статьи

Похожие статьи

Как получать выгоду от использование бульдозера
Как получать выгоду от использование бульдозера

Очень часто наши специалисты сталкиваются с вопросом о том, что специфическая техника (такая как бульдозер) не приносит хорошей прибыли. ТрансПрофи не согласен с этим в корне. Читайте, как зарабатывать на бульдозере.

Интересные факты о логистике
Интересные факты о логистике

Многое из прочитанного в этой статье может вас сильно удивить. Ведь, наверное, вы не думали, что логистика это так интересно

Что необходимо проверить в товаре при курьере
Что необходимо проверить в товаре при курьере

В статье кратко дается порядок действий заказчика курьерской доставки. Что нужно проверить, что нужно знать принимая посылку

Грузоперевозки для обсерватории
Грузоперевозки для обсерватории

Наука не стоит на месте. И сейчас, вместо обычных телескопов, нам помогают изведывать космос их огромные собратья. Но их тоже нужно везти на место будущих научных открытий

Нажимая кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку моих персональных данный в соответсвие с "Условиями"